Эндометриоидная киста яичника

1При поражении эндометриозом репродуктивной системы могут появляться, так называемые, эндометриоидные кисты яичников. Эти образования вне зависимости от размеров требуют обязательного хирургического вмешательства.

Почему эндометриоидные кисты яичника нужно удалять?

Эндометриоидные кисты яичника требуют удаления по нескольким причинам:

1. Возможность озлокачествления. Частота перерождения эндометриоидных кист яичников в рак составляет 11-12%.
2. Возможность развития бесплодия. Эндометриоз – один из лидирующих факторов в структуре причин отсутствия беременности у женщин. Причем в случае поражения яичников изменяется само «качество» яйцеклеток, т.к. патологическая ткань постепенно заменяет здоровую.
3. Возможность возникновения экстренных ситуаций, угрожающих жизни. Во-первых, эндометриоидные кисты могут разрываться, что вызывает внутрибрюшное кровотечение; во-вторых, могут перекручивать яичник, что приводит к некрозу его ткани и перитониту. И та, и другая ситуации требуют экстренной операции, при отсутствии которой возможна гибель пациентки, а при несвоевременном вмешательстве – потеря яичника целиком.
4. Возможность развития спаечного процесса в малом тазу. Эндометриоидные кисты яичников очень часто сопровождаются появлением спаек, которые, в свою очередь, могут стать причиной хронических болей внизу живота, пояснице или приводить к нарушению проходимости маточных труб.

Каким способом удаляются эндометриоидные кисты яичников?

Опухоли данного вида, как правило, удаляются лапароскопически, т. е. через 3 небольших разреза длиной 0,5 — 1 см в области живота. Если пациентка находится в репродуктивном возрасте, вырезается только киста, сам яичник остается на месте. Операция никаким образом не уменьшает шансы женщины на беременность, т. к. удаляется только патологическая ткань. Наоборот, своевременное хирургическое вмешательство способствует сохранению и восстановлению репродуктивной функции.

Требуется ли какое-то лечение после удаления эндометриоидной кисты яичника?

2После получения результата гистологического исследования удаленного образования, подтверждающего характер опухоли, как правило, назначается противорецидивное лечение. Данная терапия направлена на снижение риска возникновения опухоли вновь, что особенно важно для пациенток молодого возраста.
В качестве препаратов в этой области в большинстве случаев используются гормональные средства, временно выключающие работу яичников, такие как люкрин-депо®, диферелин®, визанна® и т. д.