Эндометриоз. Лечение

Что такое эндометриоз?

Эндометриоз — это заболевание, при котором клетки эндометрия разрастаются вне слизистой оболочки матки. Очень часто пациентки путают понятия «эндометриоз», «эндометрит» и «гиперплазия эндометрия». Обращаем Ваше внимание, что это совершенно разные патологии.
1
Различают внутренний эндометриоз, или эндометриоз матки — состояние, при котором клетки эндометрия распространяются в мышцу матки, и наружный эндометриоз — в этом случае поражаются другие органы, например, яичники, маточные трубы, брюшина, крестцово-маточные связки.

Каковы причины эндометриоза?

В настоящее время данное заболевание считается многофакторным, т. е. не имеет одной основополагающей причины. Существует мнение, что в появлении как эндометриоза матки, так и других органов играют роль следующие нарушения:
1) механические (заброс крови во время менструации через маточные трубы в брюшную полость, аборты, выскабливания, роды);
2) гормональные (нарушение баланса половых гормонов);
3) генетические (наличие эндометриоза у матери повышает риск его возникновения у дочери);
4) иммунные.

2Лечение эндометриоза матки (внутреннего эндометриоза). Всегда ли необходимо?

Выделяют 4 степени выраженности эндометриоза матки в зависимости от глубины поражения и увеличения органа. При начальных формах внутреннего эндометриоза и отсутствии симптомов, терапия, как правило, не требуется. Рекомендуются более частые профилактические осмотры с проведением УЗИ малого таза.

Как лечить эндометриоз без операции?

Вопрос о том, как лечить эндометриоз, встает, как правило, при появлении его симптомов. В настоящее время, существуют несколько методов борьбы с данным заболеванием, их можно разделить на 2 группы — консервативные и хирургические.
3К консервативным способам лечения эндометриоза относятся гормональная терапия и ФУЗ-абляция. К препаратам выбора при этой патологии относятся гормоны прогестеронового ряда, оральные контрацептивы, а также средства, вызывающие временное прекращение менструаций. Часто, в качестве лечения эндометриоза матки применяется внутриматочная система «Мирена». Эта гормонсодержащая спираль является уникальным способом доставки лечебного вещества в матку, без воздействия на другие органы.
ФУЗ-абляция — относительно новый метод неинвазивного лечения эндометриоза матки, суть которого заключается в разрушении патологических очагов с помощью фокусного ультразвука под контролем МРТ. Данный способ подходит для женщин, страдающих внутренним эндометриозом и имеющих какие-либо противопоказания к операции или приему гормональных препаратов.

Эндометриоз, лечение лазером.

Для органосохраняющего лечения эндометриоза, как правило, используется гольмиевый лазер. Суть методики заключается в разрушении патологических очагов при проведении лапароскопии. Лазерная вапоризация особенно эффективна при поражении брюшины, крестцово-маточных связок, яичников. Главным преимуществом этого способа лечения эндометриоза является точное попадание, воздействие только на патологический очаг без травматизации соседних тканей. Это особенно важно для пациенток, планирующих беременность, в лечении которых принципиальным является сохранение репродуктивной функции.

4Как лечить эндометриоз с использованием хирургических вмешательств?
Кроме лазерной вапоризации с целью лечения эндометриоза матки используются и другие типы операций. При узловой форме внутреннего эндометриоза возможно иссечение узла лапароскопически (через 3 разреза длиной 1 см) или лапаротомически (через разрез длиной 5-7 см внизу живота). В некоторых запущенных случаях может потребоваться удаление матки. При поражении яичников с формированием эндометриоидных кист также требуется их удаление.

Как лечить эндометриоз после операции?

Ведение пациентки после операции по поводу эндометриоза зависит от нескольких факторов, таких как объем хирургического вмешательства, степень поражения органов, репродуктивные планы, возраст женщины. В случае органосохраняющего лечения, как правило, назначается противорецидивная гормональная терапия. Выбор препарата также зависит от задач, поставленных перед врачом. Отсутствие подобного лечения значительно повышает риск повторения данного заболевания.
В заключении следует отметить, что чем раньше будет диагностирована та или иная форма эндометриоза, тем более простой и щадящий метод лечения будет выбран.