Гиперплазия эндометрия. Лечение

1Что такое гиперплазия эндометрия? Почему она возникает?
Чтобы понять, что такое гиперплазия эндометрия, необходимо обсудить, что такое эндометрий в принципе и как он работает. Эндометрий — это слой клеток, выстилающий полость матки изнутри. В течение менструального цикла он имеет разную толщину.
Поскольку во время менструации вместе с кровяными выделениями отторгается «наросший» за предыдущий месяц эндометрий, непосредственно после окончания месячных этот слой матки самый тонкий. Затем, под действием гормонов яичников, он начинает расти, и к концу цикла, перед менструацией эндометрий становится наиболее «толстым».
В некоторых случаях (при гормональных нарушениях, хронических воспалительных заболеваниях, под действием канцерогенов) клетки эндометрия изменяют свою структуру и их отторжения во время менструации не происходит. Внутренний слой матки становится слишком «толстым». Это состояние измененной структуры и толщины эндометрия и называется гиперплазией.

Гиперплазия эндометрия, лечение. Почему это нужно?

При подтвержденном диагнозе гиперплазия эндометрия, лечение обязательно. Если оставить данное заболевание без терапии, возможны следующие последствия:

1. Перерождение в злокачественную опухоль. Любая гиперплазия эндометрия, лечение которой не было произведено, со временем может стать раком матки. Причем чем старше пациентка, тем выше этот риск.

2. Бесплодие. Вследствие изменения структуры эндометрия становится невозможной имплантация (прикрепление) эмбриона. Патология данного слоя матки является одной из основных причин отсутствия беременности.

3. Кровотечение. Поскольку при гиперплазии эндометрия не происходит его отторжения, матка во время менструации плохо сокращается. За счет этого месячные становятся обильными, часто прорывными и могут идти длительное время (более недели). Кровотечение может возникать и вне сроков менструации. Кроме того, нередким симптомом гиперплазии эндометрия являются длительные мажущие кровяные выделения из половых путей.

Гиперплазия эндометрия. Лечение. Какие методы существуют?

2При подозрении на гиперплазию эндометрия, лечение основывается в первую очередь на данных УЗИ малого таза. В случае сомнений (например, при проведении исследования после 14 дня менструального цикла) возможно назначение препаратов, вызывающих месячные с последующим контрольным УЗИ малого таза на 5-7 день менструального цикла.
Во всех остальных случаях, особенно когда женщина находится в постменопаузальном периоде, необходимо проведение гистероскопии, раздельного диагностического выскабливания полости матки (выскабливания эндометрия). Пациентки, как правило, с большим сомнением и страхом относятся к этой манипуляции, хотя ничего действительно «страшного» в этой процедуре нет. Конечно, это оперативное вмешательство, которое может иметь осложнения, от этого никто не застрахован, но в условиях хорошо оборудованной операционной, правильном ведении послеоперационного периода они практически сводятся к нулю. Гораздо опаснее жить с гиперплазией эндометрия, лечение которой не проводилось, и ждать кровотечения или рака.

Как проходит операция «гистероскопия, раздельное диагностическое выскабливание полости матки (выскабливание эндометрия)»?

Гистероскопия, раздельное диагностическое выскабливание полости матки (выскабливание эндометрия) — это короткое (в среднем 10-15 мин), не требующее никаких разрезов вмешательство, состоящее из 2 частей.
3Сначала проводится гистероскопия: после расширения шейки матки специальными инструментами в полость матки вводится устройство, позволяющее оценить ее состояние визуально. Это делается для того, чтобы определить, где именно находятся участки утолщенного эндометрия, исключить наличие полипов, мелких узлов миомы, аденомиоза.
Затем, под тем же визуальным контролем проводится непосредственно раздельное диагностическое выскабливание полости матки (выскабливание эндометрия) — отдельно берется соскоб из цервикального канала, отдельно — из полости тела матки. Во время операции удаляется только патологическая часть клеток, базальный слой, из которого в будущем должен «расти» здоровый эндометрий остается на месте. В связи с этим, бояться за наступление беременности в будущем также не стоит. Важно понимать, что делается операция для того, чтобы восстановить репродуктивную функцию, а не наоборот. Кроме того, данная манипуляция является не только лечебной, но и диагностической, т. к. полученный материал отправляется на гистологическое исследование для подтверждения диагноза гиперплазии эндометрия и уточнения ее вида. Проводятся гистероскопия, раздельное диагностическое выскабливание полости матки (выскабливание эндометрия) под внутривенным наркозом (вид анестезии, при котором пациентка вводится в сон без глубокой релаксации), благодаря этому процедура становится абсолютно безболезненной и комфортной.

Гистероскопия, раздельное диагностическое выскабливание полости матки (выскабливание эндометрия). Особенности пребывания в стационаре.

Подобные операции, как правило, проводятся в стационаре 1 дня (вечером пациентка в большинстве случаев покидает стены больницы). Путь начинается с приемного отделения, где оформляется история болезни. Далее, при необходимости, берутся недостающие анализы. Для удобства пациентов можно сдать все анализы в день госпитализации, чтобы не тратить на это дополнительное время. Лаборатория подготовит их в среднем в течение часа. К моменту операции пациентка должна быть натощак. Кушать, пить, ходить разрешается через 2 часа после проведения гистероскопии, раздельного диагностического выскабливания полости матки.

Мне провели гистероскопию, выскабливание эндометрия. Что дальше?

Большинство женщин чувствуют себя после данной операции хорошо и готовы выйти на работу уже на следующий день. При необходимости, возможна выдача листа нетрудоспособности, в среднем на 3-4 дня. В течение 2 недель после гистероскопии, раздельного диагностического выскабливания полости матки пациентку могут беспокоить незначительные тянущие боли внизу живота, кровяные выделения из половых путей. Эти симптомы могут то появляться, то исчезать, но в общей сложности длятся около 2 недель.
4Очередная менструация наступает либо в срок, либо может «задержаться» до месяца со дня вмешательства. При выписке, как правило, назначается короткий профилактический курс антибиотиков и противовоспалительных препаратов, а также на 2 недели рекомендуется воздержаться от половых контактов, посещения сауны, бассейна, принятия ванны.

Результаты гистологического исследования готовятся в среднем 10 дней. После их получения необходимо обязательно обратиться к гинекологу для получения рекомендаций по дальнейшему лечению. В большинстве случаев требуется противорецидивная (предотвращающая риск повторения) гормональная терапия. Однако необходимость этого и подбор лекарственных препаратов зависит от многих факторов, в том числе планов на беременность, возраста женщины, наличия каких-либо сопутствующих заболеваний.