Климакс. Лечение

Климакс у женщин — когда ждать?

1Климакс у женщин, как правило, наступает в возрасте 48-52 лет. Его появление связано с постепенным угасанием работы яичников и сопровождается сначала постепенным увеличением промежутков между менструациями, а затем и их полным исчезновением. В некоторых случаях, возможно раннее (40-45 лет) и преждевременное (до 40 лет) возникновение климакса у женщин. Кроме того, выделяют хирургический климакс, наступление которого связано с удалением яичников. Лишь у 16% женщин переход в менопаузу обходится без каких-либо значимых проявлений. У более чем половины пациенток отмечается тяжелое течение климакса, лечение которого становится жизненной необходимостью.

Каковы признаки климакса у женщин?

2Первыми признаками климакса у женщин являются задержки менструаций до 2-3 месяцев, что может сопровождаться приливами жара, перепадами настроения, бессонницей, раздражительностью, снижением настроения, полового влечения, головными болями, головокружением. К этим признакам климакса у женщин могут присоединяться сухость и дряблость кожи, ломкость волос и ногтей.
Более поздние признаки климакса у женщин — системные нарушения организма, такие как артериальная гипертензия, сахарный диабет, остеопороз. Особую группу симптомов менопаузы составляют атрофические изменения в области влагалища. Из-за нехватки эстрогенов слизистая влагалища, уретры, мочевого пузыря истончается, что проявляется сухостью, зудом, жжением в этой области, учащенным мочеиспусканием, рецидивирующими циститами и кольпитами, недержанием мочи.

Климакс — что делать?

Приближаясь к 50-летнему юбилею, большинство представительниц прекрасного пола задумываются о наступлении климакса. Что делать, если симптомов менопаузы нет, но хочется продлить свою молодость и сохранить здоровье? А что делать, если признаки климакса у женщины появились? Если есть приливы при климаксе, лечение возможно только с помощью гормонов? Климакс, климакс, климакс — что делать?
В первую очередь, при появлении признаков климакса у женщины необходимо обратиться к гинекологу и пройти плановое гинекологическое обследование и ни в коем случае не заниматься самолечением. Даже любимые всеми пациентками «народные» методы лечения климакса, гомеопатия и так называемые «фитоэстрогены» при неправильном использовании и наличии скрытых, незаметных противопоказаний могут привести к весьма плачевным последствиям, в том числе онкологическим заболеваниям, тромбозам.
Как правило, стандартное обследование женщин в перименопаузальном возрасте и при наличии симптомов, в том числе приливов при климаксе, лечение которых необходимо, включает:

1. Комплексный осмотр гинекологом
2. Мазок на степень чистоты из влагалища
3. Мазок на онкоцитологию с шейки матки и цервикального канала
4. Кольпоскопия
5. УЗИ малого таза
6. УЗИ молочных желез
7. Анализ крови на половые гормоны (ФСГ, ЛГ, пролактин, эстрадиол, свободный тестостерон) и гормоны щитовидной железы

При необходимости дополнительно анализируются биохимические показатели крови, свертываемость, проводится денситометрия (исследование «прочности» костей). На основании этих показателей подбирается та или иная терапия при климаксе.

Приливы при климаксе, лечение.

При появлении приливов при климаксе, лечение зависит от степени выраженности данного симптома, наличия других признаков климакса у женщины, сопутствующих хронических заболеваний, наличия или отсутствия матки, возраста пациентки. Так, при слабовыраженных приливах при климаксе, лечение проводится с помощью гомеопатических средств, фитоэстрогенов, специальных комплексов витаминов и минералов. Если проявления периода менопаузы более выраженные или сопровождаются другими симптомами (бессонница, сердцебиение, головокружение), подбирается гормональная терапия при климаксе.
3Выбор конкретного препарата зависит от результатов обследования, оценки показаний и противопоказаний. Например, для женщин с сохраненной маткой всегда предпочтение отдается комбинированным гормональным средствам, пациенткам с заболеваниями печени показана терапия при климаксе с применением эстрогенсодержащих пластырей, гелей.

Атрофические изменения влагалища при климаксе — что делать?

Одним из частых признаков климакса у женщин являются проявления атрофических изменений в области влагалища, уретры, мочевого пузыря. За счет истончения и недостаточности кровоснабжения этой зоны многие пациентки начинают страдать от ощущения сухости, жжения в области влагалища, болевых ощущений при половом контакте, учащенного, болезненного мочеиспускания, недержания мочи. В отличие от приливов при климаксе, лечение этой патологии не требует приема гормональных препаратов. Как правило, терапия при климаксе такой формы проводится местно. Наиболее эффективной в данном случае является лазерная коррекция слизистой влагалища. Суть методики заключается в обработке проблемной зоны с помощью лазера, благодаря чему, с одной стороны, стимулируется выработка собственного коллагена (слизистая становится толще), с другой — улучшается кровоснабжение этой области.
4Благодаря этим эффектам происходит устранение вышеописанных симптомов, пациентка получает возможность жить полноценной жизнью. Процедура лазерной коррекции слизистой влагалища абсолютно безопасна и безболезненна, проводится в амбулаторных условиях (не требует пребывания в стационаре), не влечет за собой значимых ограничений после проведения. Особенно актуален данный метод лечения для женщин, имеющих противопоказания к использованию каких-либо гормональных препаратов.
Кроме лазерной коррекции слизистой влагалища в терапии климакса используются эстрогенсодержащие свечи, кремы для местного применения.

Стоимость комплексного обследования при климаксе с подбором соответствующей терапии — рублей