Микрофлора влагалища

Каков состав микрофлоры влагалища?
микрофлора влагалищаНачнем с того, что содержимое влагалища ни в норме, ни при патологии не может быть стерильным. В отделяемом из половых путей здоровых женщин можно обнаружить не менее 10 видов различных микроорганизмов. Все бактерии, выявляемые во влагалище, можно разделить на 3 группы:

1. Нормальные. К ним относятся так называемые лактобациллы (палочки Додерляйна). Их количество должно составлять 95-98% от общего числа микроорганизмов. Они выполняют защитную функцию, препятствуя росту других представителей флоры.
2. Условно-патогенные. К таковым относятся различные бактерии (кишечная палочка, стрептококки, стафиллококки, уреаплазма, микоплазма и т. д.). Они в норме могут быть во влагалище женщины, однако их должно быть мало. В случае, если лактобациллы не выдерживают конкуренцию за пространство и питательные вещества, условно-патогенная флора «разрастается» и может вызывать воспалительный процесс.
3. Патогенные. К ним относятся бактерии и вирусы, вызывающие инфекции, передаваемые половым путем (хламидии, гонококки и т. д.). Их не должно быть во влагалище женщины в принципе.

Какую функцию выполняет микрофлора влагалища?
Нормальная микрофлора влагалища, в первую очередь, выполняет защитную функцию за счет поддержания кислой среды. Низкие значения рН являются губительными для патогенных бактерий и вирусов. Кроме того, лактобациллы выполняют питательную, ферментативную, витаминообразующую, иммуностимулирующую функцию, поддерживая нормальное состояние стенок слизистой влагалища.

Какие факторы влияют на микрофлору влагалища?
Микрофлора влагалища может меняться под влиянием ряда внешних и внутренних факторов, а именно:

1) изменения гормонального фона, связанных в том числе с фазой менструального цикла, беременностью, дисфункцией яичников, наступлением менопаузы, приемом каких-либо гормональных препаратов, заболевания эндокринной системы (щитовидной железы, надпочечников);
2) нарушение диеты, неполноценное по количеству и качеству питание, употребление большого количества углеводов;
3) хронический стресс и усталость;
4) прием антибиотиков, иммуносупрессивных, цитостатических препаратов;
5) нарушение в работе иммунной системы организма, в т.ч. наличие «простудных» заболеваний»;
6) наличие хронических воспалительных заболеваний малого таза, опущения стенок влагалища, матки, «зияющей» половой щели, недержания мочи, посттравматических деформаций промежности;
7) наличие заболеваний желудочно-кишечного тракта, дисбактериоза в области кишечника;
8) использование внутриматочных спиралей;
9) спринцевания.