Опущение влагалища после родов

Опущением влагалища называется процесс смещения его стенок вниз. В некоторых случаях это может сопровождаться одновременным опущением или выпадением матки, удлинением шейки матки.

Причины опущения влагалища после родов.

Основной причиной данной патологии является генетически обусловленная слабость соединительной ткани, к другим проявлениям которой относятся хронический геморрой, варикозное расширение вен и т.д. Таким образом, беременность и роды сами по себе не вызывают опущение половых органов, но способствуют прогрессированию заболевания.
1Особенно часто опущение влагалища после родов возникает в следующих ситуациях:

• осложненное течение беременности, сопровождающееся многоводием;
• крупный плод (рождение ребенка массой более 4000 гр);
• многоплодная беременность (двойня, тройня);
• разрывы влагалища;
• хирургическое пособие в родах (наложение акушерских щипцов, эпизиотомия — разрез на промежности);
• быстрые роды;
• многократные роды;
• отсутствие полноценной реабилитации после родов.

Клинические проявления опущения влагалища после родов.

При наличии опущения влагалища после родов пациентку могут беспокоить следующие симптомы:

• чувство инородного тела в области влагалища;
• чувство давления внизу живота, ноющие или тянущие боли в области промежности, поясницы, живота;
• боли во время полового контакта, ощущение расширенного влагалища, снижение чувствительности и качества интимных отношений;
• запоры;
• недержание газов, иногда недержание жидкого стула;
• учащение позывов к мочеиспусканию;
• недержание мочи при кашле, смехе, беге, поднятии тяжестей.

Наиболее остро данные проблемы стоят непосредственно после родов. С течением времени симптоматика уменьшается, однако, в большинстве случаев без соответствующего лечения, полного регресса не происходит и опущение влагалища после родов вновь постепенно усиливается.

Лечение опущения влагалища после родов.

Основным методом лечения опущения влагалища после родов является комплексная без операционная терапия, в состав которой входят лазерная коррекция слизистой влагалища и тренировка мышц тазового дна с применением биологической обратной связи, электростимуляции.
Лазерная коррекция слизистой влагалища заключается в обработке соответствующей области с помощью специального лазера, благодаря которой достигается «лифтинговый» эффект. Кроме того, результатом данной процедуры является улучшение структуры слизистой влагалища, она становится более толстой, увлажненной, чувствительной, что особенно важно для пациенток молодого возраста.
Тренировку мышц тазового дна при опущении влагалища после родов необходимо начинать с аппаратной методики. Чаще всего, с этой целью рекомендуется курс терапии на аппарате «Уростим». Данный прибор позволяет использовать функцию биологической обратной связи, благодаря которой пациентка учится правильно управлять мышцами промежности, правильно делать упражнения, а также программу электромиостимуляции, позволяющей быстро «накачать» мышцы влагалища, отрегулировать работу мочевого пузыря.
В некоторых случаях (опущение влагалища после родов 3-4 степени, сочетание с выпадением матки или удлинением шейки матки) может потребоваться операция. В настоящее время существует большое количество различных типов пластики влагалища, укрепления связочного аппарата матки, в т.ч. с использованием сетчатых протезов. Выбор метода хирургического вмешательства для коррекции данного заболевания зависит от многих факторов, таких как возраст, степень и тип опущения, репродуктивные планы и т. д.
2В любом случае, то или иное восстановление влагалища после родов необходимо. Это позволяет женщине сохранить высокий уровень качества жизни и в полной мере насладиться счастьем материнства.