Поликистоз яичников. Симптомы

Симптомы поликистоза яичников отличаются своим разнообразием и различиями в степени проявления. Рассмотрим основные из них.

Поликистоз яичников, симптомы, связанные с нарушением менструального цикла.
Нарушения менструальной функции начинаются, как правило, с 12-13 лет, когда после наступления 1-ой менструации регулярный цикл не устанавливается, и месячных либо нет вообще (аменорея), либо они возникают с задержками до 6 месяцев. Только у 10-15% пациенток с поликистозом яичников отмечается регулярный менструальный цикл.

polikistoz 1Поликистоз яичников, симптомы, связанные с бесплодием.
Отсутствие наступления беременности при регулярной половой жизни без контрацепции является основным признаком поликистоза яичников. Бесплодие в данном случае связано с ановуляцией. Вследствие изменений гормональной фона и наличия у яичников плотной капсулы становится невозможным формирование доминантного фолликула и овуляции, т. е. «выброса» яйцеклетки для оплодотворения.

Поликистоз яичников, симптомы, связанные с гиперандрогенией.
Гиперандрогения — состояние, при котором повышается уровень мужских половых гормонов в крови. У пациенток с поликистозом яичников данное явление встречается в 50-60% случаев. Последствиями увеличения количества мужских половых гормонов становятся:
1) гирсутизм (усиление роста волос, увеличение их пигментации и диаметра), причем, данный симптом не очень выражен («лишние» волосы встречаются, как правило, в области голени, задней поверхности бедра, паха, белой линии живота, на лице — легкие «усики» над верхней губой);
2) акне и себорея, связанные с усилением работы сальных желез;
3) гиперпигментация (потемнение цвета кожи) в паховой и подмышечной областях.

Ожирение, как симптом поликистоза яичников.
Повышение массы тела встречается у 50-70% пациенток, страдающих поликистозом яичников. Его возникновение связано с нарушением гормонального фона, а также углеводного обмена. Причем для данной группы женщин характерно так называемое «висцеральное» или «абдоминальное» ожирение, при котором соотношение размера талии к размеру бедер превышает 0,8. Это самый неприятный симптом поликистоза яичников, т. к. он повышает риск развития сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний.

Лабораторная диагностика поликистоза яичников.
поликистоз-2Кроме видимых нарушений состояния женщины, для пациенток с поликистозом яичников характерны следующие изменения:

1) уменьшение в крови уровня прогестерона;
2) увеличение соотношения лютеинизирующего гормона (ЛГ) к фолликулостимулирующему (ФСГ) более 2,5;
3) повышение уровня свободного тестостерона в крови;
4) при проведении ультразвукового исследования отмечается увеличение размеров яичников, появленея в них множественных мелких кист, утолщение капсулы.