Полип эндометрия. Лечение

Полипы эндометрия и полипы шейки матки, что это? Почему они возникают?
1Полип эндометрия — образование продолговатой формы, состоящее из измененных клеток эндометрия (внутренней слизистой оболочки матки) и находящееся внутри полости тела матки. Полип шейки матки в отличие от полипа эндометрия располагается внутри шейки матки. Образуются полипы матки в большинстве случаев вследствие различных гормональных нарушений в организме женщины, кроме того, их появление может быть связано с хроническими воспалительными процессами в области малого таза.

Полип эндометрия, лечение.

2Если по данным УЗИ малого таза подтвержден полип эндометрия, лечение его необходимо. Как правило, требуется проведение гистероскопии матки, удаление полипа эндометрия. Бояться операции полипа эндометрия не следует. В настоящее время возможно использование высокотехнологичного оборудования, благодаря которому вмешательство становится минимально инвазивным.

Так, в нашей клинике для проведения данной операции используется не только гистероскопия матки, но и так называемый гольмиевый лазер, их технические характеристики позволяют под контролем «глаза» произвести прицельное удаление полипа эндометрия.

Каковы преимущества использования гольмиевого лазера и гистероскопии матки при операции полипа эндометрия?

3Основным преимуществом использования данных методов при удалении полипа эндометрия и удалении полипов шейки матки является отсутствие травмы эндометрия. Гистероскопия матки — метод осмотра матки «глазом» с помощью специального оптического прибора, который вводится в полость матки через шейку. Таким образом, гинеколог может определить точное местонахождение полипа и его «ножки». Далее под контролем «глаза» с помощью гольмиевого лазера «ножка» полипа срезается.
При этом благодаря низкой и точно регулируемой проникающей способности лазера не травмируется соседний эндометрий и на месте полипа не образуется рубец, что принципиально важно для женщин, планирующих беременность. Кроме того, за счет полного удаления полипа с «прижиганием» основания, значительно снижается риск рецидива, т. е. повторения образования полипа.

Почему для удаления полипов шейки матки также необходимо делать гистероскопию матки?

Несмотря на то, что полип шейки матки, как правило, виден на осмотре пациентки «в зеркалах», гистероскопия матки при его удалении обязательна. Это делается по двум причинам:

1) «ножка» полипа может начинаться в полости тела матки, а не в шейке. Операция полипа шейки матки без использования гистероскопа значительно повышает риск его неполного удаления;

2) гистероскопия матки позволяет одновременного исключить другие заболевания этого органа (полип эндометрия, субмукозный узел миомы, аденомиоз, пороки развития и т. д.).

У меня полип эндометрия, лечение необходимо? Что будет, если этого не делать?

Отсутствие лечения при полипе эндометрия может приводить к следующим последствиям:
4

1) озлокачествление полипа (любое доброкачественное образование в полости матки, даже в молодом возрасте может перерасти в рак, скорость перерождения прогнозировать невозможно);

2) бесплодие (полип шейки матки перекрывает цервикальный канал — это «вход» в полость матки, через который сперматозоиды должны пройти для встречи с яйцеклеткой; полип эндометрия становится аналогом внутриматочной спирали — инородного тела, препятствующего имплантации оплодотворенной яйцеклетки);

3) кровотечения (полипы матки становятся одной из главных причин обильных, длительных менструаций, кровяных выделений из половых путей вне сроков менструации). Данное состояние может приводить к падению гемоглобина, вследствие чего от кислородного «голодания» страдают все органы пациентки.

5Операция полипа эндометрия и беременность. Как удаление полипа эндометрия повлияет на возможность рождения ребенка?
Каждая женщина, которой рекомендовали операцию полипа эндометрия волнуется за возможность наступления беременности в будущем. Нужно отбросить сомнения и понять, что удаление полипа эндометрия делается для того, чтобы сохранить и восстановить детородную функцию, а не наоборот. Возможность использования лазерных технологий делает данное вмешательство минимально инвазивным и максимально безопасным.

Операция полип эндометрия, как проходит?

Госпитализация как для удаления полипа эндометрия, так и для удаления полипов шейки матки составляет 1 день (вечером того же дня пациентка по собственному желанию может уйти домой). После оформления соответствующей документации (истории болезни, договора с медицинским учреждением) пациентка размещается в палату. При отсутствии анализов, они берутся при оформлении и готовятся в течение 1 часа. К моменту операции пациентка должна быть натощак. Пить, есть, вставать, жить «обычной жизнью» можно через 2 часа после вмешательства. Само удаление полипа эндометрия, удаление полипов шейки матки длится в среднем 10-15 минут и проводится под внутривенным наркозом (это самый легкий вид анестезии, при котором с одной стороны нет глубокого воздействия на пациентку, с другой — нет никаких неприятных ощущений). Никаких разрезов на животе нет. Сначала производится гистероскопия матки. С помощью специального оптического прибора (гистероскопа) визуально осматривается полость матки, подтверждается наличие полипа и место его «начала», так называемой «ножки». Далее с помощью гольмиевого лазера «ножка» полипа срезается и производится удаление полипа эндометрия или удаление полипа шейки матки без повреждения здоровых тканей.

Операция полип эндометрия, реабилитация.

Лист нетрудоспособности после удаления полипа эндометрия и удаления полипа шейки матки, как правило, продлевается не более чем на 3-4 дня с момента поступления в стационар. В большинстве случаев, пациентки готовы приступить к работе уже на следующий день после вмешательства. При выписке из стационара после операции полипа эндометрия пациентка должна получить подробные рекомендации по дальнейшим действиям. Обычно назначается курс антибиотиков и на 2 недели с момента проведения вмешательства предписывается исключить половые контакты, посещение бассейна, сауны, принятие ванны.

Полип эндометрия, лечение после операции.

6После удаления полипа эндометрия лечение также имеет существенное значение. Как правило, назначается курс гормональной терапии. Его целью является снижение риска рецидива (повторения) данного заболевания, регуляция гормонального статуса пациентки.
Выбор самого препарата для лечения полипа эндометрия после удаления зависит от данных гистологического исследования образования, возраста пациентки, репродуктивных планов, сопутствующих хронических заболеваний.